В данном руководстве описаны уникальные свойства, здания и юниты для каждой страны с подробной информацией и советами по выбору страны, опираясь на таблицы и схемы.
Версия руководства окончательная, дальнейшие его изменения будут связаны с минимальными корректировками/обновлениями, затрагивающими данный раздел.
Страна
|
Свойство
|
Описание
|
---|---|---|
Австрия | Династические браки | Возможность за деньги аннексировать или делать сателлитами союзные города-государства |
Америка | Явное предначертание | +1 дальность обзора для всех наземных отрядов; -50% стоимость покупки тайлов |
Англия | Над империей не заходит солнце | +2 к перемещению в ход для всех кораблей и отрядов на переправе; +1 дополнительный шпион |
Арабы | Корабли пустыни | Дальность действия караванов больше на 5 тайлов. Торговые пути распространяют религию из своих городов в 2 раза быстрее. Месторождения Нефти дают в 2 раза больше ресурсов. |
Ассирия | Сокровища Ниневии | Получают технологию противника при захвате его города. Действует не более 1 раза на город. |
Ацтеки | Жертвоприношение пленных | Уничтожение каждого вражеского отряда дает прибавку к культуре в размере его силы |
Бразилия | Карнавал | +100% туризм и +50% скорость появления Великих Творцов во время Золотого века |
Вавилон | Изобретательность | Бесплатный Великий Ученый после открытия Письменности; x1,5 скорость появления Великих Ученых |
Венеция | Серениссима | Нельзя создавать Поселенцев и аннексировать города; в 2 раза больше торговых путей; может покупать отряды и здания в сателлитах; бесплатный Венецианский купец после открытия Оптики. |
Византия | Патриарх Константинополя | +1 дополнительный культ при основании религии |
Германия | Тевтонская ярость | При победе над варварами в их лагере есть 67% вероятность, что они перейдут на вашу сторону и принесут 25 Золота; -25% содержание наземных отрядов |
Голландия | Ост-Индская кампания | При продаже последней единицы ресурса роскоши сохраняется половина бонусного счастья |
Греция | Эллинский союз | Влияние на города-государства снижается в 2 раза медленнее, а растет в 2 раза быстрее |
Гунны | Бич Божий | Начинают со знанием Животноводства; +1 Производство от Пастбища; в 2 раза быстрее разрушают города; берут названия городов у других цивилизаций |
Дания | Ярость викингов | Юниты на переправе получают +1 к перемещению и тратят только 1 единицу перемещения на высадку с моря. Разведчики, отряды ближнего боя, верховые отряды и бронетехника не тратят очки перемещения при грабеже. |
Египет | Монументальная архитектура | +20% производственный бонус при строительстве Чудес |
Зулусы | Иклва | +25% скорость получения новых повышений для юнитов, -50% от стоимости содержания отрядов ближнего боя |
Индия | Рост населения | Несчастье от количества городов удваивается, несчастье от численности населения снижено в 2 раза |
Индонезия | Острова пряностей | Первые 3 города, основанные на других континентах, получают по 2 уникальных ресурса роскоши (мускатный орех, гвоздика, перец) и не могут быть разрушены |
Инки | Великая дорога Анд | Отряды не теряют скорость на холмах. Бесплатное содержание улучшений местности на холмах, -50% от стоимости содержания остальных улучшений. |
Ирокезы | Тропа войны | Юниты передвигаются по Лесам и Джунглям на своей земле как по дорогам. Леса и Джунгли соединяют города со столицей после открытия Колеса. Караваны используют Леса и Джунгли как дороги. |
Испания | Семь золотых городов | Открытие каждого Чуда природы дает 100 Золото, если открывают первыми — 500 Золота. Бонусы от Чудес природы удваиваются. |
Карфаген | Финикийское наследие | Бесплатная Гавань в каждом приморском городе. Юниты могут переходить горы после появления первого Великого Генерала. При завершении хода на горе теряется 50 хитпойнтов. |
Кельты | Мудрость друидов | +1 очко веры в каждом городе по соседству с девственным лесом; +2 очка веры, если таких лесов 3 или больше |
Китай | Искусство войны | Великие генералы появляются в 1,5 раза чаще и дают дополнительный +15% бонус силы соседним отрядам |
Корея | Ученые Нефритового зала | +2 к Науке от каждого специалиста и улучшения Великих людей. Научный бонус при постройке каждого научного здания или Чуда в столице. |
Майя | Долгий календарь | Бесплатная Великая личность в конце каждого длинного цикла (394 года) после открытия Теологии. ВЛ каждого типа можно выбрать только один раз. |
Марокко | Врата Африки | +3 золота и +1 культура за каждый международный торговый путь (+2 Золота для владельца торгового пути в Марокко) |
Монголы | Страх перед монголами | +30% Сила в бою с отрядами городов-государств и штурме ГГ. +1 очко перемещения в ход для всех верховых отрядов. |
Персия | Наследие Ахеменидов | Золотой век длится на 50% больше. Во время ЗВ юниты получают +1 очко перемещения в ход и +10% боевой бонус к силе. |
Полинезия | Путеводная нить | Юниты сразу могут переправляться через океан. +1 Обзор для отрядов на переправе. +10% боевой бонус к силе для юнитов в радиусе 2 тайлов от Моаи. |
Польша | Солидарность | Бесплатный общественный институт при переходе в новую эру |
Португалия | Закрытое море | В 2 раза больше золота от разнообразия ресурсов в международных торговых путях |
Рим | Римская слава | +25% Производственный бонус при постройке зданий, которые уже есть в столице |
Россия | Богатства Сибири | Стратегические ресурсы дают +1 очко Производства. В 2 раза больше ресурсов от каждого источника Лошадей, Железа и Урана. |
Сиам | Отец народов | На 50% больше еды, культуры и веры от дружественных городов-государств |
Сонгай | Речной вождь | В 3 раза больше Золота при взятии варварских лагерей и чужих городов. +100% к силе защиты юнитов на морской переправе. Все наземные отряды атакуют с моря или через реку без потери силы. |
Турция | Берберийские корсары | Корабли ближнего боя могут захватывать побежденные вражеские суда, -66% Золота на содержание кораблей |
Франция | Город света | +100% тематический бонус за подборку шедевров для музеев и Чудес света в столице |
Швеция | Нобелевская премия | +90 влияния при передаче Великой личности городу-государству. Декларация о дружбе дает +10% к скорости появления Великих Людей для обеих сторон. |
Шошоны | Великие просторы | Новые города стартуют с дополнительной территорией, +15% боевой бонус для отрядов на своей земле |
Эфиопия | Дух Адуа | +20% боевой бонус против цивилизаций с большим количеством городов |
Япония | Бусидо | Повреждения юнитов не снижают их силу в боях; Атолл дает +2 Культуры, Рыбацкие лодки дают +1 Культуры |
Название страны
|
Название юнита
|
Название эпохи
|
Технология для открытия
|
Технология для модернизации (когда устаревает)
|
---|---|---|---|---|
Австрия | Гусары | Новейшее время | Военная наука | Двигатель ВС |
Америка | Минитмен | Новое время | Порох | Нарезное оружие |
Америка | Б-17 | Эпоха атома | Радар | Стелс |
Англия | Длиннолучник | Средневековье | Механизация | Индустриализация |
Англия | Линейный корабль | Новое время | Навигация | Двигатель ВС |
Арабы | Лучник на верблюде | Средневековье | Кавалерия | Военная наука |
Ассирия | Осадная башня | Античность | Математика | Физика |
Ацтеки | Ягуар | Древнейший мир | Не требует | Обработка железа |
Бразилия | Прасинья | Современность | Пластмассы | Мобильная армия |
Вавилон | Боуман | Древнейший мир | Стрельба из лука | Строительство |
Венеция | Венецианский галеас | Средневековье | Компас | Навигация |
Византия | Катафракт | Античность | Верховая езда | Рыцарство |
Византия | Дромон | Древнейший мир | Мореплавание | Астрономия |
Германия | Панцер | Эпоха атома | Боевое взаимодействие | Лазеры |
Голландия | Морские гезы | Новое время | Навигация | Двигатель ВС |
Греция | Гетайр | Античность | Верховая езда | Рыцарство |
Греция | Гоплит | Древнейший мир | Обработка бронзы | Госслужба |
Гунны | Таран | Древнейший мир | Обработка бронзы | Госслужба |
Гунны | Конный лучник | Древнейший мир | Колесо | Рыцарство |
Дания | Берсерк | Средневековье | Литье | Порох |
Дания | Норвежские лыжники | Новейшее время | Нарезное оружие | Стандартизация |
Египет | Боевая колесница | Древнейший мир | Колесо | Рыцарство |
Зулусы | Импи | Средневековье | Госслужба | Металлургия |
Индия | Боевой слон | Древнейший мир | Колесо | Рыцарство |
Индонезия | Крис-воины | Античность | Обработка железа | Сталеварение |
Инки | Пращник | Древнейший мир | Стрельба из лука | Строительство |
Ирокезы | Могавк | Античность | Обработка железа | Сталеварение |
Испания | Терция | Новое время | Порох | Нарезное оружие |
Испания | Конкистадор | Средневековье | Рыцарство | Военная наука |
Карфаген | Лесной слон | Античность | Верховая езда | Рыцарство |
Карфаген | Квинкверема | Древнейший мир | Мореплавание | Астрономия |
Кельты | Пиктский воин | Древнейший мир | Обработка бронзы | Госслужба |
Китай | Чжугэ ну | Средневековье | Механизация | Индустриализация |
Корея | Хвачха | Средневековье | Физика | Химия |
Корея | Кобуксон | Новое время | Астрономия | Паровая энергия |
Майя | Атлатль | Древнейший мир | Стрельба из лука | Строительство |
Марокко | Берберская конница | Новейшее время | Военная наука | Двигатель ВС |
Монголы | Кешик | Средневековье | Рыцарство | Военная наука |
Персия | Бессмертные | Древнейший мир | Обработка бронзы | Госслужба |
Полинезия | Маори | Древнейший мир | Не требует | Обработка железа |
Польша | Крылатые гусары | Новое время | Металлургия | Боевое взаимодействие |
Португалия | Нау | Новое время | Астрономия | Паровая энергия |
Рим | Легион | Античность | Обработка железа | Сталеварение |
Рим | Баллиста | Античность | Математика | Физика |
Россия | Казаки | Новейшее время | Военная наука | Двигатель ВС |
Сиам | Наресуанский слон | Средневековье/td] | Рыцарство | Военная наука |
Турция | Янычары | Новое время | Порох | Нарезное оружие |
Турция | Сипахи | Новое время | Металлургия | Боевое взаимодействие |
Франция | Королевский мушкетер | Новое время | Порох | Нарезное оружие |
Швеция | Каролинская пехота | Новейшее время | Нарезное оружие | Стандартизация |
Швеция | Хаккапелита | Новое время | Металлургия | Боевое взаимодействие |
Шошоны | Следопыт | Древнейший мир | Не требует | Не требует |
Шошоны | Команчи | Новейшее время | Военная наука | Двигатель ВС |
Эфиопия | Мехал Сефари | Новейшее время | Нарезное оружие | Стандартизация |
Япония | Самурай | Средневековье | Сталеварение | Порох |
Япония | Зеро | Эпоха атома | Радар | Лазеры |
Варвары | Дикарь | Древнейший мир | Не требует | Обработка железа |
Варвары | Метатель топоров | Древнейший мир | Колесо | Рыцарство |
Варвары | Галера | Древнейший мир | Мореплавание | Астрономия |
Что заменяет: Ветряная мельница
Преимущества: +25% скорость появления великих людей, +10% к производству зданий.
Юнит: Гусары
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: +1 к дальности перемещения и радиуса обзора, +50% силы при фланговой атаке.
Юнит: Минитмен
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +15% к силе на пересеченной местности, дает очки Золотого Века за каждый уничтоженный юнит (очки = сила юнита), не теряет движение на любом ландшафте.
Юнит: Б-17
Что заменяет: Бомбардировщик
Преимущества: +5 к силе обстрела, +33% к силе при бомбардировке города, -50% ущерба при перехвате.
Юнит: Длиннолучник
Что заменяет: Арбалетчик
Преимущества: +1 к дальности обстрела.
Юнит: Линейный корабль
Что заменяет: Фрегат
Преимущества: +5 к силе, +7 к обстрелу, +1 к радиусу обзора, -15 молотков в стоимости производства.
Что заменяет: Рынок
Преимущества: +1 единица от каждого ресурса роскоши рядом с городом, +1 единица золота/ход, +2 единицы золота от каждого оазиса/источника нефти.
Юнит: Лучник на верблюде
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +21 к силе обстрела, -3 от общей силы, не может атаковать в ближнем бою, нет штрафа против городов.
Что заменяет: Библиотека
Преимущества: +1 ячейка для шедевра литературы, при его заполнении дает +10 ОО всем новым юнитам.
Юнит: Осадная башня
Что заменяет: Катапульта
Преимущества: +5 к силе, +2 к радиусу обзора, +33% к защите от обстрела, атакует только города и рядом с городом дает всем юнитам бонус в радиусе 2 клеток в виде +50% к силе осады, не требует развертки.
Что заменяет: Водяная мельница
Преимущества: +15% к пище в городе, +2 к пище, -1 золота от стоимости содержания, требует расположения города на воде.
Юнит: Ягуар
Что заменяет: Воин
Преимущества: +33% к силе в лесах и джунглях, восстанавливает 25 единиц здоровья при уничтожении вражеского юнита, не теряет скорость в лесах и джунглях.
Юнит: Прасинья
Что заменяет: Пехота
Преимущества: Дает очки Золотого Века за каждый уничтоженный юнит в размере его силы.
Что заменяет: Стены
Преимущества: -10 молотков от стоимости производства, +1 единица защиты + 50 единиц здоровья города.
Юнит: Боуман
Что заменяет: Лучник
Преимущества: +2 к силе, +2 к обстрелу.
Юнит: Венецианский галеас
Что заменяет: Галеас
Преимущества: +2 к силе, +3 к обстрелу, но +10 молотков к стоимости производства.
Юнит: Венецианский купец
Что заменяет: Великий торговец
Преимущества: Может превратить полис в марионетку, +2 к скорости на море, +100% влияния и золота при совершении торговых сделок.
Юнит: Катафракт
Что заменяет: Всадник
Преимущества: +3 к силе, но -1 от дальности передвижения, получает штраф против городов в 33% вместо 25%, но получает защитные бонусы.
Юнит: Дромон
Что заменяет: Трирема
Преимущества: +10 к обстрелу, -2 от силы, +11 молотков к стоимости производства, не может атаковать в ближнем бою, +50% силы против кораблей.
Что заменяет: Банк
Преимущества: +5% к производству за каждый торговый путь с полисом.
Юнит: Панцер
Что заменяет: Танк
Преимущества: +10 к силе, +1 к дальности перемещения.
Юнит: Морские гезы
Что заменяет: Капер
Преимущества: +20% к силе против городов, +33% золота от ущерба городу, восстанавливает 15 ОЗ/ход за границей.
Юнит: Гетайр
Что заменяет: Всадник
Преимущества: +2 к силе, +1 к дальности перемещения, +50% к скорости появления Великого генерала.
Юнит: Гоплит
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +2 к силе.
Юнит: Таран
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +300% к мощи против городов, +19 молотков к стоимости производства, -1 от силы, -1 от дальности обзора, 33% силы в защите, +33% силы против обстрела, может атаковать только города.
Юнит: Конный лучник
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +1 к силе, не требует лошадей, +15% к обстрелу на открытой местности.
Юнит: Берсерк
Что заменяет: Длинномечник
Преимущества: +1 к дальности перемещения, не теряет силу при атаке с моря или через реку, доступен сразу после открытия технологии "Литьё металлов".
Юнит: Норвежские лыжники
Что заменяет: Стрелки
Преимущества: Двойная скорость на холмах, в тундре и снегах, +25% к силе на этих ландшафтах на равнине.
Что заменяет: Храм
Преимущества: +2 к настроению, бесплатное содержание, удваивает золото от захвата города противником.
Юнит: Боевая колесница
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +1 к дальности перемещения, не требует лошадей.
Что заменяет: Казармы
Преимущества: Бесплатная прокачка Рога Бизона(+1 к дальности перемещения, +25% к силе фланговой атаки, +10% к защите от обстрела) для всех отрядов доиндустриальной эпохи.
Юнит: Импи
Что заменяет: Пикинер
Преимущества: Обстреливает врага с дистанции перед вступлением в ближний бой.
Что заменяет: Замок
Преимущества: -10 молотков от стоимости производства, +2 к культуре, +2 к туризму после открытия технологии "Авиация".
Юнит: Боевой слон
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +3 к силе, +1 к обстрелу, -1 к дальности перемещения, +14 молотков к стоимости производства, не требует лошадей.
Что заменяет: Сады
Преимущества: +2 веры/ход, +2 веры за каждую культуру в городе.
Юнит:Крис-воины
Что заменяет: Мечник
Преимущества: После первого боя можно выбрать 1 из 8 специальных прокачек.
Юнит: Пращник
Что заменяет: Лучник
Преимущества: -1 от силы, может отступать перед атакой противника в ближнем бою.
Что заменяет: Мастерская
Преимущества: -20 молотков от стоимости производства, +1 молоток от каждого обрабатываемого леса, но не дает бонуса мастерской.
Юнит: Могавк
Что заменяет: Мечник
Преимущества: +33% к силе в лесах и джунглях, не требует железа.
Юнит: Терция
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +2 к силе, +10 молотков к стоимости производства, +50% к силе против верховых отрядов.
Юнит: Конкистадор
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +2 к дальности обзора, +15 молотков к стоимости производства, может основывать города на заморских территориях.
Юнит: Лесной слон
Что заменяет: Всадник
Преимущества: +2 к силе, +25 молотков к стоимости производства, -1 от дальности перемещения, не требует лошадей, +100% к скорости появления Великого генерала.
Юнит: Квинкверема
Что заменяет: Трирема
Преимущества: +3 к силе.
Что заменяет: Опера
Преимущества: +3 к настроению
Юнит: Пиктский войн
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +50% веры от силы уничтоженного врага, +20% к силе за границей.
Что заменяет: Библиотека
Преимущества: +2 золота/ход, бесплатное содержание
Юнит: Чжугэ ну
Что заменяет: Арбалетчик
Преимущества: -4 от обстрела, может атаковать дважды за ход и перемещаться после атаки.
Юнит: Хвачха
Что заменяет: Требушет
Преимущества: +12 к обстрелу, -1 от силы, +1 к дальности обзора, нет бонуса против городов.
Юнит: Кобуксон
Что заменяет: Каравелла
Преимущества: +16 к силе, -1 от дальности обзора, не может выходить в океан.
Что заменяет: Святилище
Преимущества: +1 к вере/ход, +2 к науке/ход.
Юнит: Атлатль
Что заменяет: Лучник
Преимущества: -4 молотка от стоимости производства, не требует научных знаний.
Юнит: Берберская конница
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: +25% к силе на своей территории, +50% к силе в пустыне.
Юнит: Кешик
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +16 к обстрелу, -5 от силы, +1 к дальности перемещения, +50% к скорости накопления опыта и появления Великого генерала.
Юнит: Хан
Что заменяет: Великий генерал
Преимущества: +3 к дальности перемещения, на любой территории лечит окружающие отряды (15 ОЗ/ход)
Что заменяет: Банк
Преимущества: +2 к настроению, +1 к золоту/ход
Юнит: Бессмертные
Что заменяет: Копейщик
Преимущества: +1 к силе, восстанавливает 10 ОЗ/ход на любой территории.
Юнит: Маори
Что заменяет: Воин
Преимущества: -10% от силы вражеских отрядов на соседних клетках.
Что заменяет: Конюшня
Преимущества: -25 молотков от стоимости производства, +1 к золоту от лошадей, овец и коров, +15 ОО для верховых отрядов.
Юнит: Крылатые гусары
Что заменяет: Уланы
Преимущества: +3 к силе, +1 к дальности перемещения, +15% к силе на открытой местности, при атаке заставляет противника отступить, если наносит больше урона, чем получает.
Юнит: Нау
Что заменяет: Каравелла
Преимущества: +1 к дальности перемещения, 1 раз может продать экзотические товары у чужих берегов за опыт и золото.
Юнит: Легион
Что заменяет: Мечник
Преимущества: +3 к силе, может строить дороги и форты.
Юнит: Баллиста
Что заменяет: Катапульта
Преимущества: +1 к силе, +2 к обстрелу.
Что заменяет: Казармы
Преимущества: -25% от стоимости расширения границ города за золото и культуру.
Юнит: Казаки
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: +33% к силе в бою против раненых противников.
Что заменяет: Университет
Преимущества: +3 к культуре/ход
Юнит: Наресуанский слон
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: +5 к силе, +50% к силе против верховых отрядов, -1 от дальности перемещения, не требует лошадей.
Что заменяет: Храм
Преимущества: +2 к культуре/ход, бесплатное содержание.
Юнит: Конница Мандекалу
Что заменяет: Рыцарь
Преимущества: -10 молотков от стоимости производства, нет штрафа против городов.
Юнит: Янычары
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +25% к силе в атаке, лечит 50 ОЗ при уничтожении вражеского юнита (кроме варваров).
Юнит: Сипахи
Что заменяет: Уланы
Преимущества: +1 к дальности перемещения и обзора, не тратит очки движения при грабеже.
Юнит: Королевский мушкетер
Что заменяет: Мушкетер
Преимущества: +4 к силе.
Юнит: Каролинская пехота
Что заменяет: Стрелок
Преимущества: Лечится абсолютно каждый ход.
Юнит: Хаккапелита
Что заменяет: Уланы
Преимущества: +15% к силе на клетке с Генералом, прибавляет Генералу очки движения согласно своему уровню.
Юнит: Следопыт
Что заменяет: Разведчик
Преимущества: +3 к силе, +20 молотков к стоимости производства, позволяет выбрать бонус при открытии руин.
Юнит: Команчи
Что заменяет: Кавалерия
Преимущества: -25 молотков от стоимости производства, +1 к дальности передвижения.
Что заменяет: Монумент
Преимущества: +2 веры/ход.
Юнит: Мехал Сефари
Что заменяет: Стрелок
Преимущества: -25 молотков от стоимости производства, +15% к силе на пересеченной местности, +30% к силе в столице, получает боевой бонус при сражении рядом со столицей.
Юнит: Самурай
Что заменяет: Длинномечник
Преимущества: +15% к силе на открытой местности, +100% к скорости появления Великого генерала, может создавать рыбацкие лодки.
Юнит: Зеро
Что заменяет: Истребитель
Преимущества: +33% к силе против истребителей, не требует нефти.
Юнит: Дикарь
Что заменяет: Воин
Преимущества: -20 молотков от стоимости производства.
Юнит: Метатель топоров
Что заменяет: Колесница
Преимущества: +3 к силе, -1 от дальности обстрела, -1 от обстрела, не требует лошадей, получает защитные бонусы.
Юнит: Галера
Что заменяет: Трирема
Преимущества: -5 молотков от стоимости производства, -3 от силы, -1 от дальности перемещения, не требует научных знаний.
- Ассирия (в совокупности с постоянной войной) — уникальное свойство.
- Вавилон — уникальное свойство.
- Корея — уникальное свойство.
- Майя — уникальное здание.
1. Атаки
- Америка
- Англия — на морских картах.
- Япония
- Германия
- Россия
- Монголы — при умелом использовании Великого Генерала.
- Швеция — при умелом использовании Великого Генерала.
- Китай — при умелом использовании Великого Генерала.
- Зулусы — до Индустриальной эпохи.
- Персия — во время Золотого века.
2. Обороны
- Вавилон
- Индия
- Россия
- Эфиопия — см. уникальное свойство.
- Бразилия — уникальное свойство.
- Египет — уникальное свойство.
- Сиам — уникальные свойство и здание.
- Франция — уникальное свойство.
- Япония — уникальное свойство. Работает на морских картах.
- Арабы
- Греция
- Швеция
Надеюсь, это руководство помогло Вам в этом нелегком выборе.
Ваши комментарии и пожелания рассмотрю, на все интересующие вопросы по руководству отвечу.